Preaload Image

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ЖИХАРЕВ: В ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ЛЕЖИТ ЖЕРТВЕННОСТЬ

Почти 10 лет протоиерей Сергий Жихарев являетесь настоятелем храма в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев в городе Самаре. В преддверии Дня Семьи, Любви и Верности праздника, который не случайно приходится на день памяти святых Петра и Февронии, отец Сергий ответит на вопросы редакции.

- Отец Сергий, скажите, пожалуйста, почему святые благоверные князья Пётр и Феврония являются покровителями семьи? Как так случилось? Почему именно они?

- Эта святая чета святых, князь Петр и княгиня Феврония, показали пример в жизни, не только для семьи, но ещё и для монашествующих. Прожили долго и счастливо, и умерли, как говорят в один день и час…. А почему выбрали их? Потому что, на самом деле, жизнь их была полна искушений и подвига, связано это было с тем, что разные сословия были — Феврония была простолюдинка, а Пётр был князем, из княжеского рода, и после смерти своего брата Павла встал на княжение в Муроме. И сословная составляющая Февронии не давала боярам, а главное, жёнам бояр Муромских, признать её равной себе. Поэтому Петру предложили отступить от княжения, если он выбирает Февронию, либо наоборот — оставаясь на Муромском престоле, оставить Февронию. Поэтому, этот сословный вопрос, был важен. Точнее, важен был выбор. Петр выбирает верность Февронии и отказываясь от привилегий, от власти, от комфорта княжеского, уходит вместе с Февронией, как житие говорит, «в бедность и скитание». Поэтому, как пример верности и любви, выбрали святых Петра и Февронию покровителями брака. Они вместили в себя два подвига: супружеский – мирской и монашеский - ангельский. Если говорить про современного человека, то он выбирает в первую очередь удовольствие.

 

- Как мы знаем из жития святых-покровителей, для Петра и Февронии Муромских преодоление сословных различий явилось, наверное, самым трудным испытанием. На ваш взгляд, насколько сословные различия, если есть таковые, сейчас актуальны для сегодняшних браков?

- Глядя на современный мир, не только на россиян, на отношение к браку, к сословиям разных стран, можно сказать, что современный человек чаще выбирает материальное благополучие, потому что это, и комфорт, и удовольствие. Удовольствия играют большую роль в современной жизни. А основной подвиг святых Петра и Февронии, в самом начале создания семьи, заключался именно в том, что Пётр выбрал верность супруги, оставив княжеский престол, а это для современного человека сложно. И порой даже, когда разговариваю с юношами и девушками, выясняется, что они очень часто выбирают себе спутников или спутниц по материальным достаткам, как это принято сейчас, «без вредных привычек и жилищных проблем». Это уже стало поговоркой.

Если говорить про современного человека, то он выбирает в первую очередь удовольствие. И место встреч молодых людей в современной России, это, как правило, увеселительные заведения, а не библиотеки и не парки даже, а именно увеселительные заведения.

Этот вопрос, вопрос сословного предназначения, актуален сегодня. Потому, что ясное дело, горожанин навряд ли выберет деревенскую девушку сейчас, потому что она из простой семьи, даже если она образованная, талантливая, умная, но как-то такое притяжение маловероятно, хотя оно есть. Но это на мой взгляд.

Громче слов могут быть только дела. От заботы друг о друге надорваться нельзя.

 

- Мы знаем, что создание семьи — это великий подвиг, большая, кропотливая, тонкая и в то же самое время грандиозная работа. Родить, дать новую жизнь, порой бывает не так трудно, как вырастить и воспитать ребёнка. А каковы православные семейные традиции? На чём они основаны? И можно ли их соблюсти в современном мире?

- Вот, как говорится в русской поговорке «мать не та, которая родила, а та, которая воспитала». В основе создания семьи, воспитания детей, должна быть всегда жертвенность. В общем-то, и древние римляне понимали этот принцип — «сгорая сам, свечу другим». И когда задавался вопрос, если мать-родящая может погибнуть от рождения младенца, но есть возможность спасти ребёнка, то, в общем-то, и древние римляне даже понимали, что нужно, выбирая между матерью и ребёнком, дать возможность жить ребёнку. Это римляне, язычники, даже понимали!

Поэтому и говорят «мать не та, которая родила, а та, которая воспитала». В основе создания семьи лежит жертвенность. Даже не в первую очередь любовь, потому что границы любви размыты до такой степени, что мы даже порой не понимаем, что такое любовь. То, что современный человек понимает под любовью — это влюблённость, а не любовь.

Но жертвенность должна быть не слепая, не односторонняя, которая из ребёнка делает идола, она должна быть двусторонняя — родители заботятся о детях, даже если он один, не балуют его. Сейчас в современных семьях очень много избалованных детей. Я встречал, такое, когда дети называют родителей «предками». Ну, почему!? Потому, что односторонняя была жертвенность, из ребёнка сделали идола. Дети, в свою очередь, тоже должны быть жертвенны к своим родителям.

Поэтому настоящая семья должна строиться на основах христианской нравственности и в том числе должна быть соблюдена иерархия. Например, жена провожает мужа на работу, провожает его с улыбкой, и с радостью встречает его. Муж зашёл домой, супруга накрывает на стол. То есть, заботу о муже проявляет. Жертвенность, даже минимальную, на уровне таких мелочей, как накрытие стола, если родители будут проявлять, то дети будут воспринимать, впитывать в себя это. И так же будут наполнять дом, семью радостью, заботой, жертвенностью, любовью. Как говорят «громче слов только дела могут быть». От заботы друг о друге надорваться нельзя!

 

Настоящая любовь между женихом и невестой, между мужем и женой, начинается не с любви, а с дружбы.

 

- Сегодня всё чаще и чаще молодые люди смотрят в сторону Европы, и там, как известно, сейчас очень модно движение «childfree» («свободные от детей»), и это движение постепенно приходит к нам в Россию. Что современная Церковь может противопоставить на сегодня этому движению?

- Свободным от детей, современный человек, может быть по двум причинам. Первая — он ещё не хочет иметь детей, а вторая — он уже не может иметь детей. Не нужно забывать, что чадородие — это дар Божий, и дар Божий не вырывают из рук Творца. Прошли те времена, описанные Михаилом Булгаковым, через профессора Преображенского, когда Преображенский говорит, «что стоит русской женщине родить». Те времена прошли, сейчас родить — это уже подвиг, потому что многие просто не могут родить. Поэтому нужно бережливо относиться к своему здоровью, как мужчине, так и женщине, дорожить отношениями друг к другу с юных лет. Надо уметь дружить друг с другом.

Настоящая любовь между женихом и невестой, между мужем и женой, начинается, в общем-то, не с любви, а с дружбы. А дети, то есть появление детей в таких семьях должно, становится уже благословением этой семьи. Вот если каждый будет это понимать, то он будет этим дорожить.

Но, к сожалению, появившееся движение «childfree», исходит в общем-то, от эгоизма человека. Человек, либо полностью, категорически отказывается от имения детей, потому что это заботы, это ущемление своих собственных прав, либо он постепенно откладывает, то есть сейчас не время, мы вот планируем через год, через два, через три. И в конце концов, человек вообще даже на эмоциональном уровне не может воспринять постороннего ребёнка, даже своего. Таких в нашем современном обществе очень много.

Само движение «childfree» губительно и для самого себя в общем-то, оно последовательности не имеет. Оно само собой должно вырождаться. Эгоизм, как раковая опухоль, даже из нормальных семей порой выходят дети и тоже становятся последователями этого движения.

А что Церковь, в свою очередь, может противопоставить? Ну, если читать святого апостола Павла, он пишет, Христос не изменился. Христос, что в прошлые века, что ныне и во веки веков, остаётся тем же. Ну, вот, если, действительно, греху противопоставлять, то противопоставлять только добродетель. Так всегда было с древних апостольских времён. Поэтому противопоставить можно нормальную семью, здоровую семью, где воспитываются дети и родители показывают пример для подражания. Ну, или, в конце концов, не хочешь иметь детей иди в монашество. Но и то, и другое, это любовь и забота о ближнем, а значит жертвенность.

Поэтому «childfree» противопоставляется только нормальное христианское отношение друг к другу. Пусть, если человек не создаёт семью, то в монашестве, или в каком-то сестричестве, волонтёрстве, наконец, проявляет заботу о других. Движению «Childfree» Церковь противопоставляет только добродетели.

 

«Праздник — это не праздность, поэтому мы остаёмся после литургии и работаем каждое воскресенье»

 

- Вашему приходу уже не первый год, а если быть точно, то 1 апреля 2010 года, был установлен временный храм ангарного типа, и началось проведение постоянных богослужений. И вот совсем немного времени прошло, и уже стоит большой каменный красавец-храм, в котором проводятся постоянные службы, есть приход, есть свои традиции. Скажите, каковы традиции прихода за эти 10 лет, как он сложились, и как прихожане собираются отмечать престольный праздник?

- У нас традиция, честно скажу, это каждое воскресенье, когда мужское и женское население собирается на богослужение, после литургии и водосвятного молебна, мужское население остаётся и мы по воскресеньям работаем. Потому что мужчин собрать вне воскресного дня очень тяжело, а работы проводятся у нас тяжёлые. К сожалению, все работы приходятся на воскресный день. Оправдываю это тем, как афонские старцы говорят, «праздник — это не праздность», поэтому мы собираемся, остаёмся после литургии и работаем каждое воскресенье, не пропускаем. Работ много по строительству, по украшению храма. Это наша традиция стала, и все прихожане, не ропщут на это, даже летом остаёмся. Такая у нас воскресная традиция.

А традиция проведения праздников Петра и Февронии, она у нас сейчас скажем так, приходской, кроме богослужения, крестного хода, ещё не сложилась. Служим водосвятный молебен с краплением алтаря и всего храма, а после плавно переходим в литургию, после литургии праздничный молебен с крестным ходом, и поздравление.

Всех приглашаем на праздничное богослужение. Ждём, готовимся, приглашаем всех помолиться заступникам семьи, святым благоверным князьям Петру и Февронии о даровании Господом мира в наши семьи. Что бы мы хоть немного стали подражателями жизни святых покровителей!

 

Начало праздничной службы в храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев в городе Самаре в понедельник, 8 июля, в 8 часов утра. Адрес храма: Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора дом 222а.

 

Для справки: протоиерей Сергий Жихарев, настоятель храма в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, г. Самара. Родился 28 августа 1977г. в г. Куйбышеве. Окончил среднюю школу № 132 г. Самары в 1994г. 19 августа 1994г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1998г. Трудовую деятельность начал алтарником Покровского кафедрального собора г. Самары. 10 декабря 1999г. рукоположен в дьяконы и через 9 дней 19 декабря 1999г. рукоположен в сан священника. С января 2000г. зачислен в штат Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, в котором прослужил до марта 2009г. По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия был откомандирован в с. Клявлино, в котором открывал храм. В следующие годы служил на приходах М-Малышевки, Покровки, Владимировки, Александровки. В промежуток с 2008 по 2010 гг. служил на городских приходах г. Самары: Бориса и Глеба, мученицы Татианы, Святого великомученика и целителя Пантелеимона на территории санатория имени Валерия Чкалова. По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 1 апреля 2010г. было совершено первое богослужение в храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев.

*фото с сайта petraifevronii.cerkov.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *